Применение старогодных рельс
Главное преимущество изделий в том, что они остаются актуальными даже после ремонта. Их можно повторно устанавливать, при этом железная дорога не теряет в прочность и надежности. Кроме этого конструкции стоят дешевле, не нужно утилизировать – даже старые изделия после многочисленных ремонтных работ можно использовать на неглавных железнодорожных путях.
Сфера применения металлоконструкций определяется с учетом условий их эксплуатации, класса прочности. Главный критерий – группа годности, установленная после конечного осмотра, особенности и характер проводимых работ.
- Для любых железнодорожных линий кроме Б 4 и 5, В 3 и 4 подходят двутавровые балки.
- Популярны старогодные рельсы Р50, Р65. Эти термоупрочненные конструкции монтируют при полной замене линий и восстановлении единичных участков. Они подходят для капитального ремонта колеи.
- При точечном восстановлении железнодорожного полотна нередко применяют элементы 1 – 3 категории. Это допустимо в тех случаях, когда наработка на тоннаж меньше 100 млн т, а радиус нитей больше 650 м.
Стоит отметить, что на колею выше 4-го класса нельзя монтировать закаленные элементы вперемешку, как и изделия, которые не были термически упрочнены. В этом случае необходима сплошная замена полотна. Для ремонта одного перегона рекомендовано использовать профиль одной категории.
Старогодные рельсы: срок службы и технические требования
Срок эксплуатации зависит от группы, к которой они отнесены по прочности, техническим параметрам:
- ресурс изделий 1-ой группы доходит до 400 млн т;
- по актуальным нормам металлоконструкции 2-ой группы имеют показатель 300 млн т;
- 3-я группа выдерживает 200 млн т при правильной эксплуатации.
При проявлении дефектов изделия направляют на ремонтные либо планово-предупредительные работы. Поэтому каждая погрешность должна соответствовать рамкам ТУ, а сами рельсы – изначально прописанным требованиям. Это:
- Условия ЦПТ 35 – 800.
- Использование термоупрочненных рельс Р50 и Р65 в звеньевом пути.
- Указания по эксплуатации бесстыковых путей – укладке, содержанию, восстановлению железнодорожного полотна.
- Комплексная система шлифования металлоизделий.
- Ведение путевого хозяйства.
Чтобы быть уверенным в надежности и долговечности железнодорожного покрытия, каждую отдельную конструкцию пред укладкой необходимо тщательно осмотреть, сделать замеры специальными инструментами:
- Допустимы только гладкие болтовые отверстия, без шероховатостей, а кромки без надрывов. Это значит, что расстояние в диаметре, от торца рельса до центра детали не может превышать 1 мм.
- На кромке необходимо снять фаску и упрочнить отверстия. Это делается на 1 – 2 мм под углом 45 градусов. Нужно использовать специальные инструменты: коническую фрезу, шаровую абразивную головку, специальные приспособления для съема фаски.
- В пригодных для эксплуатации деталях боковой износ в пределах 3 мм, иначе изделие придется отправить на профильную обработку головок. Если направляющие повреждены больше, чем на 8 мм, их используют только для укладки прямых участков железнодорожных линий.
- Фрезеровать или профилировать головку необходимо со стороны граней, которые ранее были нерабочими. Монтаж в колее производят обработанной стороной внутрь. Это гарантирует правильную смену канта.
- Есть ограничения и по допустимому количеству сварных швов на прокатном изделии. Если используются рельсы длиной более 25 м, на них может быть от 2 до 4 стыков на расстоянии друг от друга 3 м.
- Места контакта с машинными зажимами и стыковочные участки необходимо тщательно зачистить, пока данный участок металла не начнет блестеть.
Для проверки пригодности к использованию старогодных рельсов необходимо специальное оборудование. Не обойтись без десятка инструментов:
- штангенциркуль с погрешностью до 0,05 мм – для измерения высоты, износов по боку и вертикали;
- щуп с метровой линейкой или специальные тележки – для определения забоин, искривлений, прочих деформаций материала;
- цеховый профилометр – оценивает уровень шероховатости поверхностей;
- пресс Бринелля или твердомер – для определения твердости конструкций.
На каждую партию старогодных рельсов должен быть составлен паспорт. Запрещено транспортировать металлоконструкции, не имеющие маркировки. Службы контроля пути выявляют подобные нарушения, поскольку от качества железнодорожных путей зависит надежность и безопасность их эксплуатации.