Железнодорожный путь представляет собой сложную инженерную конструкцию, предназначенную для проезда поездов с разной скоростью. Эффективность, безопасность и непрерывную эксплуатацию железных дорог зависит от состояния пути.
Любой путь имеет верхнее и нежнее строение. К первому относят рельсовую колею. Это:
Основную нагрузку от движения состава принимают на себя рельсы. Кроме этого они направляют движение колес на всех участках железной дороги – прямых и кривых. Номинальная длина изделий составляет 25 и 12,5 метров. А другие параметры в виде веса, химического состава, другие технические свойства определяются государственными стандартами.
Шпалы – один из самых распространенных видов подрельсовых оснований. На некоторых участках полотна могут использоваться блоки, плиты, рамы. Но наиболее при строительстве и ремонте железнодорожных путей применяют шпалу деревянную тип 2 или тип 1.
Одиночные стрелочные переводы или перекрестные используют, чтобы соединить пути или сделать ответвления. Для сооружения перекрестков на одном уровне железнодорожного полотна применяют глухие типы пересечений.
Шпалы с рельсами соединяют специальные крепления. Болты, накладки и прокладки могут быть промежуточными либо стыковыми. С их помощью получаются непрерывные плети из рельсовых звеньев. Чтобы была возможность их удлинения или укорочения, между элементами оставляют зазоры. Это необходимо при перепадах температуры.
Тупиковые железнодорожные упоры – это специальные приспособления, препятствующие схождению движущегося состава с концов путей. Они необходимы для обеспечения безопасности пешеходов и железнодорожного транспорта. Предотвращают аварийные ситуации под нагрузкой и на участках вблизи водохранилищ. Изделия, оснащенные амортизаторами предназначены также для передачи ударов на грунт, а не на вагоны. В современном железнодорожном строительстве используют:
Тупиковые упоры незаменимы при потере управления составом. В данной ситуации машинисту достаточно с помощью стрелочного переключения направить транспорт на предохранительный тупик.
Основной элемент нижнего строения пути – земляное полотно. Это поверхность земли, позволяющая составам пересекать овраги, крупные ручьи или реки. Перед постройкой полотна обязателен этап проектирования. На котором определяются расположение продольной оси трассы, места для укладки искусственных сооружений.
Существует большое разнообразие видов железнодорожных путей. От конкретных практических свойств, устойчивости к нагрузкам зависит их предназначение. К основным видам железнодорожных трасс относят:
Существует еще большое количество путей, имеющих разное предназначение в составе железнодорожного полотна – приемно-отправочные, вытяжные, деповские, горочные, сортировочные. Не менее важное значение при конструировании железной дороги имеют съезды, глухие пересечения, предохранительные тупики и обгонные пункты. Последние необходимы для безопасного обгона составами друг друга.
В некоторых ситуациях обгонные пункты позволяют перевезти поезд с главного пути на другие. На данных участках должны быть расположены дежурное здание, стрелочные посты. Обязательна установка устройств для экстренной связи, СЦБ.